Постановление Главы администрации муниципального района "Г. Киров и Кировский район" от 24.11.2014 N 2523 "О внесении изменения в постановление Кировской районной администрации от 21.10.2013 N 2237 "Об утверждении муниципальной программы "Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальном районе "Город Киров и Кировский район" "



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
КИРОВСКАЯ РАЙОННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. № 2523

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КИРОВСКОЙ РАЙОННОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ ОТ 21.10.2013 № 2237 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ "ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН"
(В РЕД. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОТ 29.09.2014 № 2089)

На основании ст. 7 Устава муниципального района "Город Киров и Кировский район" Кировская районная администрация
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Кировской районной администрации от 21.10.2013 № 2237 "Об утверждении муниципальной программы "Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальном районе "Город Киров и Кировский район" (в ред. постановления от 29.09.2014 № 2089) следующее изменение:
паспорт программы "Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальном районе "Город Киров и Кировский район" изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования, подлежит размещению на официальном сайте муниципального района "Город Киров и Кировский район".

Глава Кировской районной администрации
И.Н.Феденков





Приложение
к Постановлению
Кировской районной администрации
от 24 ноября 2014 г. № 2523

ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
"ГОРОД КИРОВ И КИРОВСКИЙ РАЙОН"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
"Повышение эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов в муниципальном районе
"Город Киров и Кировский район" на 2014 - 2020 гг.

Наименование программы
Программа "Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальном районе "Город Киров и Кировский район"
Заказчик программы
Кировская районная администрация муниципального района "Город Киров и Кировский район"
Разработчик программы
Отдел по реализации программ жилищно-коммунального комплекса
Дата принятия решения о разработке
Постановление администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район" от 29.08.2013 № 1903 "Об утверждении порядка принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального района "Город Киров и Кировский район", их формирования и реализации и порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального района "Город Киров и Кировский район"
Цели программы
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоемкости валового муниципального продукта Кировского района на 15 процентов к уровню 2013 года
Задачи программы
Основными задачами являются:
- оснащение муниципальных учреждений, находящихся на территории МР "Город Киров и Кировский район", приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроэнергии, газа;
- развитие действующих правовых, финансово-экономических, ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Кировского района к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства в организациях бюджетной сферы;
- проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов для помещений и оборудования в организациях бюджетной сферы;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях Кировского района;
- активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов
Целевые индикаторы и показатели
- Динамика энергоемкости валового муниципального продукта;
- доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в муниципальных учреждениях), в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Кировского района;
- доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в муниципальных учреждениях), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Кировского района;
- доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в муниципальных учреждениях), в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Кировского района;
- доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в муниципальных учреждениях), в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Кировского района
Сроки реализации программы
Программу планируется реализовать в 2014 - 2020 гг. одноэтапно
Перечень подпрограмм и основных мероприятий
Основные мероприятия:
- организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Кировском районе;
- сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере;
- стимулирование энергоресурсосбережения и повышения энергоэффективности;
- эффективное использование энергетических ресурсов
Объемы финансирования
Общий объем финансирования мероприятий программы составит 22380000,00 рубля
Годы
Местный бюджет
2014
1650000,00
В том числе:

- разработка проектно-сметной документации по котельным и ее экспертиза
50000,00
- содержание котельных и тепловых сетей
1600000,00
2015
3000000,00
В том числе:
- содержание котельных и тепловых сетей
3000000,00
2016
7150000,00
В том числе:

- разработка проектно-сметной документации по котельным и ее экспертиза
3900000,00
- содержание котельных и тепловых сетей
3000000,00
- ликвидация котельных
250000,00
2017
7580000,00
В том числе:

- разработка проектно-сметной документации по котельным и ее экспертиза
3600000,00
- содержание котельных и тепловых сетей
3000000,00
- ликвидация котельных
980000,00
2018
1000000,00
В том числе:
- содержание котельных и тепловых сетей
1000000,00
2019
1000000,00
В том числе:
- содержание котельных и тепловых сетей
1000000,00
2020
1000000,00
В том числе:
- содержание котельных и тепловых сетей
1000000,00
Финансирование программы осуществляется за счет средств местного бюджета.
При этом для финансирования мероприятий программы будут использоваться все существующие возможности для привлечения средств областного и федерального бюджетов, внешних инвестиций, других не запрещенных законодательством источников
Ожидаемые результаты
Снижение потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) на 10 - 15% в муниципальных учреждениях при сохранении качества оказываемых коммунальных услуг позволит оценить положительный социальный эффект реализации мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться с помощью показателей:
- количества муниципальных учреждений, в которых осуществляется расчет за поставленные коммунальные ресурсы по фактическому потреблению;
- экономии потребления коммунальных ресурсов;
- снижения задолженности муниципальных учреждений за коммунальные услуги;
- снижения потерь коммунальных ресурсов от поставщика до потребителя

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом


Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Законом Калужской области "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Калужской области" от 31.05.2010 № 12-ОЗ, постановлением Кировской районной администрации от 29 октября 2013 г. № 1903 "Об утверждении порядка принятия решения о разработке муниципальных программ муниципального района "Город Киров и Кировский район", их формирования и реализации и порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального района "Город Киров и Кировский район".
В настоящее время износ инженерной инфраструктуры Кировского района составляет более 65%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии трубопроводов, составляют также 10 - 15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время ниже нормативного.
Внедрение приборов учета потребления коммунальных ресурсов является одним из важных путей энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, позволяющих осуществить поэтапный переход на отпуск энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями приборов учета потребления таких ресурсов.
Реализация программных мероприятий не только позволяет упорядочить расчеты на основе регистрации фактического их потребления, но и является стимулирующим фактором как для муниципальных учреждений по активизации темпов организации приборного учета, так и для энергоснабжающих предприятий. С точки зрения ускорения процесса технического и технологического обновления, повышения качества услуг, снижения уровня потерь, роста их конкурентоспособности.
Установка приборов учета потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) в муниципальных учреждениях позволяет контролировать не только объемы потребления, но и параметры качества поставляемых ресурсов, несоблюдение которых может привести к неоправданному увеличению объемов потребления. Кроме того, приборы учета позволяют точно определить потери коммунальных ресурсов при их транспортировке до потребителя при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения муниципального учреждения, а также дают реальные возможности для ресурсосбережения.
В настоящее время оснащенность муниципальных учреждений МР "Город Киров и Кировский район" приборами учета потребления коммунальных ресурсов составляет:
на системах отопления - 15%;
на системах водоснабжения - 20%;
на системах электроснабжения - 100%;
на системах газоснабжения - 75%
Необходимость реализации программы "Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальном районе "Город Киров и Кировский район" обусловлена как социальными, так и экономическими факторами. Социальные факторы связаны с необходимостью улучшения качества предоставляемых коммунальных услуг, экономические - с необходимостью исключения платежей муниципальных учреждений за недопоставленные коммунальные услуги.
Программа должна стать основным документом для организации и реализации энергосберегающей политики при одновременном решении проблемы рационального использования топливно-энергетических ресурсов на территории Кировского района и создания условий для решения социальных программ. Высвободившиеся за счет реализации энергосберегающих проектов средства будут направлены на создание более надежных условий обеспечения энергией объектов жилищно-коммунальной сферы и решение социальных вопросов.

2. Основные цели и задачи программы

Целью долгосрочной целевой программы является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение энергоемкости валового регионального продукта Кировского района на 15 процентов к уровню 2013 года.
В ходе реализации программы предусматривается обеспечить решение следующих задач:
- оснащение муниципальных учреждений, находящихся на территории МР "Город Киров и Кировский район", приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, электроэнергии, газа;
- развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов Кировского района к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;

- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов на объектах коммунального хозяйства в организациях бюджетной;
- проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов для помещений и оборудования в организациях бюджетной сферы;
- внедрение современных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях Кировского района;
- активизация пропаганды по энергосбережению и внедрению эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Оценка результативности программы будет ежегодно отслеживаться на основании следующих целевых индикаторов и показателей:

Наименование целевого показателя, единица измерения
Планируемые значения показателей
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Динамика энергоемкости валового муниципального продукта к уровню 2013 года, %
94
91
88
доля объемов электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Кировского района, % (замена уже существующих приборов учета на новые):



- муниципальные учреждения
96
100
100
доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Кировского района, %:



- муниципальные учреждения
55
80
100
доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории Кировского района, %:



- муниципальные учреждения
60
85
100

3. Сроки реализации программы

Программу планируется реализовать в 2014 - 2020 гг. одноэтапно.

4. Система основных мероприятий долгосрочной целевой
программы

Основными принципами реализации программы являются:
- комплексный подход и системность планируемых мероприятий;
- обеспечение основных стандартов энергопотребления;
- информационное обеспечение энергосбережения и пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов на территории Кировского района.
Основными инструментами начала реализации программы являются приборный учет и энергоаудит, использование которых позволит выявить причины потерь энергоресурсов и осуществить на следующих этапах необходимые энергосберегающие мероприятия.
Программа предусматривает меры по энергосбережению как в энергоснабжающих организациях района, так и у потребителей энергетических ресурсов Кировского района:
- сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере - область реализации программных мероприятий: объекты, находящиеся в муниципальной собственности;
- стимулирование, информационная поддержка и пропаганда энергосбережения - область реализации программных мероприятий: популяризация энергосбережения среди населения, стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, создание действенных механизмов понуждения к экономному и бережному расходованию энергетических ресурсов.

4.1. Сокращение энергетических потерь в бюджетной сфере

Сокращение затрат на энергоресурсы потребителями бюджетной сферы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- рациональное энергопотребление;
- отказ от неэффективного энергооборудования;
- оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов;
- выполнение при строительстве бюджетных объектов требований по использованию энергоэффективного оборудования и оснащению приборами учета;
- разработка заданий по снижению энергоемкости для каждого бюджетного учреждения на основе анализа его энергетического паспорта;
- предоставление возможности использования экономии бюджетных средств, выделяемых бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг, для финансирования расходов по энергосервисным контрактам.
Проблемы сокращения энергетических потерь в бюджетной сфере также можно разделить на: организационные, технические и технологические.

Организационные мероприятия по повышению энергоэффективности
на объектах бюджетной сферы

Основной проблемой низкой энергоэффективности в бюджетном секторе является отсутствие нормативно-правовой базы, стимулирующей энергосбережение, и, как следствие, реальной заинтересованности руководителей организаций в экономии ТЭР.
Проведение энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях и организациях финансируется за счет средств местного бюджета.

Технические и технологические мероприятия по повышению
энергоэффективности на объектах бюджетной сферы

К числу основных технических и технологических мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы относятся:
- установка приборов учета потребления ТЭР;
- утепление подвалов, плоской крыши, чердачных перекрытий, окон;
- теплоизоляция наружных стен;
- устройство теплоотражающих экранов за радиаторами;
- промывка системы отопления здания;
- установка эффективной водоразборной арматуры;
- наладка системы отопления;
- замена котельного оборудования на более эффективное;
- перекладка тепловых сетей;
- замена ламп в системах освещения на энергосберегающие светильники и установка систем автоматического регулирования освещения.
Бюджетными организациями района планируется в рамках энергосберегающих мероприятий выполнить следующие работы: установка приборов учета, замена неисправных счетчиков, замена ламп накаливания на энергосберегающие, ремонт и замена окон, дверей, систем водоснабжения, отопления, неисправных сантехнических приборов, работы по ремонту фасадов, утеплению стен.
По оснащению приборным учетом энергоресурсов объектов бюджетной сферы района составлены мероприятия по установке 78 счетчиков, в том числе водяных (холодная вода - 37 шт., горячая вода - 3 шт.), тепловых - 28 шт., электрических - 9 шт., газовых - 1 шт., на общую сумму 6774 тыс. руб. с учетом установки и энергоаудита.

Мероприятия по стимулированию энергоресурсосбережения
и повышения энергоэффективности

Создание благоприятных условий и стимулов для внедрения эффективных программ энергосбережения в Кировском районе необходимо развивать по следующим направлениям:
- заключение с потребителями ТЭР соглашений в части энергосбережения, в том числе определение оптимального коэффициента энергоэффективности устройств и помещений;
- совершенствование тарифной политики для субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в приоритетных для энергосбережения и повышения энергоэффективности в Кировском районе видах экономической деятельности;
- совершенствование мер бюджетной поддержки и стимулирования программ энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Для всех стимулирующих мер энергосбережения предусматривается разработка положения о порядке их предоставления в рамках законодательства Российской Федерации и Калужской области.

4.2. Информационное обеспечение энергосбережения
и пропаганда эффективного использования энергетических
ресурсов

Огромную роль в экономии энергоресурсов играет человеческий фактор. Энергорасточительный стереотип мышления, преобладающий среди населения, является основной проблемой низкой энергоэффективности экономики.
Формирование у людей привычки к минимизации использования энергии или поведенческое энергосбережение, которое подразумевает обеспечение потребностей при меньшем потреблении энергоресурсов, достигается информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением энергосбережению со школьной скамьи.
Информационное обеспечение энергосбережения включает в себя: массовую популяризацию среди населения и обучение персонала, создание доступных банков данных энергосберегающих мероприятий, технологий и оборудования, нормативно-технической документации, проведение собраний и семинаров по обмену опытом, пропаганду энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.
Задачи пропаганды и обучения населения энергосбережению являются основополагающим условием для достижения главной цели - формирование поведенческого энергосбережения.
Для реализации этого потенциала за счет вовлечения в процесс энергосбережения жителей Кировского района необходима популяризация энергосбережения через:
- поддержку и развитие специализированного информационного интернет-сайта;
- рубрики по теме энергосбережения в местных печатных изданиях;
- выставки, семинары по энергосбережению, конференции;
- выпуск листовок и плакатов на тему энергосбережения в быту;
- развитие наружной рекламы;
- рекламу на общественном городском транспорте;
- проведение конкурсов, рейтингов;
- проведение конкурсов на лучшую форму пропаганды энергосбережения;
- пропаганду использования энергосберегающих технологий при потреблении коммунальных ресурсов.
Программными мероприятиями планируется организовать просветительскую работу и обучение руководителей и специалистов муниципалитетов, организаций жилищно-коммунального комплекса, энергосервисных компаний, товариществ собственников жилья по техническим, правовым и финансовым вопросам, связанным с реализацией энергосберегающих решений в бюджетной сфере.

5. Объемы и источники финансирования программы

Финансирование программы осуществляется за счет средств местного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий программы составит 22380000,00 рубля и будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных бюджетом района на очередной финансовый год и на плановый период.

Годы
Местный бюджет
2014
1650000,00
2015
3000000,00
2016
7150000,00
2017
7580000,00
2018
1000000,00
2019
1000000,00
2020
1000000,00

Объемы финансовых средств ежегодно уточняются в соответствии с решениями районной Думы МР "Кировский район" на основании принятой долгосрочной целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

6. Планируемые показатели и оценка эффективности реализации
программы

В ходе реализации программы с целью поэтапного перехода на отпуск энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) в муниципальных учреждениях в соответствии с показаниями приборов учета потребления коммунальных ресурсов необходимо установить 28 приборов учета тепловой энергии, 3 прибора учета горячего водоснабжения, 37 приборов учета холодного водоснабжения, 9 приборов учета электропотребления.
Снижение потребления энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) на 10 - 15% в муниципальных учреждениях при сохранении качества оказываемых коммунальных услуг позволит оценить положительный социальный эффект реализации мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться с помощью показателей:
- количества муниципальных учреждений, в которых осуществляется расчет за поставленные коммунальные ресурсы по фактическому потреблению;
- экономии потребления коммунальных ресурсов;
- снижения задолженности муниципальных учреждений за коммунальные услуги;
- снижения потерь коммунальных ресурсов от поставщика до потребителя.
Дополнительная эффективность программы будет достигнута за счет ввода новых основных фондов, улучшения технико-экономических показателей работы оборудования, минимизации затрат на аварийный и текущий ремонт энергетического оборудования, снижения "коммерческих потерь" электрической и тепловой энергии, а также за счет стимулирования и пропаганды бережного использования энергоресурсов и обучения персонала и воспитания потребителей.
Кроме того, выполнение мероприятий программы будет способствовать обеспечению надежности тепло-, водо- и электроснабжения населенных пунктов окажет положительное влияние на социальный климат в области, повысит дисциплину и уровень оплаты за потребленные ресурсы.

7. Оценка социально-экономической эффективности долгосрочной
целевой программы

Реализация программы позволит осуществить постепенный переход потребителей топливно-энергетических ресурсов на энергосберегающий путь функционирования и развития с привлечением инвестиций.
Оценка эффекта от внедрения каждого энергосберегающего мероприятия может быть сделана только для конкретного объекта и выражена в снижении общего уровня затрат на оплату потребленной энергии (электрической и тепловой), снижении потребления конкретного вида энергии, снижении потерь энергии, снижении удельной энергоемкости производимой продукции.
В целом по району наиболее обобщенной характеристикой эффективности мероприятий программы может служить величина годового экономического эффекта от внедрения энергосберегающих мероприятий. Этот эффект может определяться как разность между затратами, которые несет за расчетный период потребитель энергетических ресурсов, если не внедряет энергосберегающее мероприятие, и затратами, которые несет потребитель энергетических ресурсов после внедрения энергосберегающего мероприятия за тот же период.

Дополнительная эффективность программы будет достигнута за счет ввода новых основных фондов, улучшения технико-экономических показателей работы оборудования, минимизации затрат на аварийный и текущий ремонт энергетического оборудования, снижения "коммерческих потерь" электрической и тепловой энергии, а также за счет стимулирования и пропаганды бережного использования энергоресурсов и обучения персонала и воспитания потребителей.

Кроме того, выполнение мероприятий программы будет способствовать обеспечению надежности тепло-, водо- и электроснабжения населенных пунктов окажет положительное влияние на социальный климат в области, повысит дисциплину и уровень оплаты за потребленные ресурсы.


------------------------------------------------------------------