Постановление администрации муниципального района "Думиничский район" от 14.11.2014 N 1137 "О внесении изменений в муниципальную программу муниципального района "Думиничский район" "Развитие туризма в муниципальном районе "Думиничский район", утвержденную постановлением администрации МР "Думиничский район" от 14.11.2013 N 1062"



КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ДУМИНИЧСКИЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. № 1137

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ДУМИНИЧСКИЙ РАЙОН" "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ "ДУМИНИЧСКИЙ РАЙОН", УТВЕРЖДЕННУЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МР "ДУМИНИЧСКИЙ РАЙОН"
ОТ 14.11.2013 № 1062

В целях реализации муниципальной программы муниципального района "Думиничский район" "Развитие туризма в муниципальном районе "Думиничский район" (далее - Программа), утвержденной постановлением администрации МР "Думиничский район" от 14.11.2013 № 1062, руководствуясь Бюджетным кодексом РФ, Уставом МР "Думиничский район", Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального района "Думиничский район", их формирования и реализации, утвержденным постановлением администрации МР "Думиничский район" от 13.08.2013 № 732,
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Внести изменения в муниципальную программу муниципального района "Думиничский район" "Развитие туризма в муниципальном районе "Думиничский район", утвержденную постановлением администрации МР "Думиничский район" от 14.11.2013 № 1062, изложив ее текст в новой редакции (приложение).
2. Настоящее Постановление вступает в силу с даты его подписания и подлежит размещению на официальном сайте МР "Думиничский район".
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации по социальным вопросам МР "Думиничский район".

Глава администрации
муниципального района
"Думиничский район"
В.И.Тамаров





Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального района
"Думиничский район"
от 14 ноября 2014 г. № 1137

ПАСПОРТ
муниципальной программы муниципального района
"Думиничский район" "Развитие туризма в муниципальном районе
"Думиничский район"

1. Ответственный исполнитель муниципальной программы
Отдел культуры и туризма администрации МР "Думиничский район"
2. Соисполнители муниципальной программы
Нет
3. Цель муниципальной программы
Увеличение туристского потока в Думиничский район
4. Задачи муниципальной программы
- Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;
- развитие приоритетных направлений туризма в Думиничском районе;
- повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Думиничского района
5. Подпрограммы
Подпрограммы не предусмотрены
6. Индикаторы муниципальной программы
- Объем туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов, тыс. чел;
- площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м;
- количество койко-мест в коллективных средствах размещения, ед.;
- количество объектов аграрного туризма, ед.;
- объем платных услуг, оказанных населению в сфере туриндустрии (включая туристские услуги, услуги учреждений культуры, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительные услуги), млн. руб.;
- количество занятых в сфере туриндустрии, тыс. чел.
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап
8. Объемы финансирования муниципальной программы за счет всех источников финансирования
Наименование показателя
Всего (тыс. руб.)
В том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
ВСЕГО
965
80
100
80
127
185
193
200
В том числе по источникам финансирования:
Дополнительное соглашение
средства областного бюджета








средства районного бюджета
965
80
100
80
127
185
193
200
внебюджетные средства








9. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
- Увеличение объема туристского потока в Думиничском районе, включая экскурсантов;
- увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения;
- увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения;
- увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;
- увеличение количества объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма);
- решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения;
- увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке;
- улучшение социальной обстановки на селе;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней

1. Общая характеристика сферы реализации государственной
программы

Вводная

В настоящее время туризм является составной частью экономического развития регионов, выступая механизмом оживления экономики, стимулируя создание новых рабочих мест через развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других. Удовлетворяя потребности экскурсантов и туристов, туристская индустрия является источником поступления средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года отмечено: "Одним из потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в Калужской области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" Калужская область вошла в перечень "перспективных туристских регионов, имеющих высокий туристский потенциал и проявляющих наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов".
Туризм выполняет важную роль в комплексном решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.
В настоящее время туризм является необходимым механизмом оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития. Удовлетворяя потребности экскурсантов и туристов, туристская индустрия является источником поступления средств в бюджеты всех уровней.
Думиничский район является одной из уникальнейших территорий по наличию памятников истории, культуры и природы России. Район имеет благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса.
Важнейший показатель состояния туристского рынка - объем туристского потока региона; его динамика является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере туризма и определяет ориентиры выработки стратегии и тактики действий для субъектов туристского рынка.

1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной
программы

Основными проблемами в развитии туризма в Калужской области являются:
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность средств размещения высокого уровня категорийности и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских и рекреационных объектов показа и использования, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры на автомагистралях Калужской области);
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
- высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания;
- несовершенство законодательства, регулирующего сферу туризма;
- некачественное состояние или отсутствие автомобильных дорог с твердым покрытием, обеспечивающих связь с крупными автомобильными трассами.

1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной
программы

Важнейший показатель состояния туристского рынка - объем туристского потока региона, его динамика является одним из главных индикаторов эффективности государственной политики в сфере туризма.
С учетом развития кластерного подхода в период 2014 - 2020 годов путем сосредоточения на ограниченной территории организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами, активное использование механизмов государственно-частного партнерства обеспечат создание условия для поступательного развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
В период до 2020 года планируется активизация внутрирегиональных туристских потоков, в том числе на основе:
- развития туризма одного дня, в том числе паломнического, исторического, событийного, экологического, делового (конгрессионного), школьного и спортивного;
- развитие аграрного туризма.

2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации
муниципальной программы, цели, задачи и индикаторы
достижения целей и решения задач, основные ожидаемые
конечные результаты муниципальной программы, сроки и этапы
реализации муниципальной программы

2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации
муниципальной программы

Приоритеты региональной политики в сфере туризма установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 28.06.2009 № 123-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 03.05.2012 № 47-ФЗ);
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
- стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
- стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);
- стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р);
- указы и поручения Президента Российской Федерации в сфере туризма;
- постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (в ред. постановления Правительства РФ от 18.09.2012 № 936);
- Закон Калужской области от 13.06.2000 № 18-ОЗ (в ред. Законов Калужской области от 22.10.2001 № 67-ОЗ, от 08.11.2010 № 64-ОЗ, от 16.11.2011 № 216-ОЗ) "О туристской деятельности на территории Калужской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 01.06.2000 № 848);
- постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 "О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 № 353);
- постановление Губернатора Калужской области от 21.07.2008 № 223 "О министерстве спорта, туризма и молодежной политики Калужской области" (в ред. постановлений Губернатора Калужской области от 20.01.2009 № 9, от 16.12.2009 № 378, от 03.02.2010 № 21, от 13.12.2010 № 393, от 03.10.2011 № 361, 18.06.2012 № 297, 29.08.2012 № 417);
- постановление Правительства Калужской области от 17.07.2013 № 366 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке государственных программ Калужской области, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Калужской области".
Реализация положений вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы туризма и решить некоторые из них.
Основными препятствиями к развитию туризма в Думиничском районе являются:
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры на автомагистралях района);
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
- несовершенство законодательства, регулирующего сферу туризма.
- недостаточно активное продвижение туристского продукта.

2.2. Цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения
задач муниципальной программы

Целью муниципальной программы "Развитие туризма в муниципальном районе "Думиничский район" (далее - муниципальная программа) является увеличение туристского потока в Думиничский район.
Достижение данной цели предполагается посредством решения трех взаимосвязанных и взаимодополняющих задач:
- повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;
- развитие приоритетных направлений туризма в Думиничском районе;
- повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Думиничского района.

СВЕДЕНИЯ
об индикаторах муниципальной программы и их значениях

№ п/п
Наименование индикатора
Ед. изм.
Значение по годам
2012 (отчет)
2013 (оценка)
реализации муниципальной программы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах
1.1
Обеспечение туристско-рекреационного комплекса объектами инженерной инфраструктуры
1.1.1
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения
тыс. кв. м
2,092
3,332
3,375
3,420
3,460
3,500
3,540
3,580
3,620
1.1.2
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения
единиц
226
350
356
358
362
366
371
375
381
1.1.3
Количество объектов туристской индустрии, оказывающих услуги населению
единиц
14
14
14
14
15
15
16
16
16
1.2. Создание условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса Калужской области
1.2.1
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, рестораны)
млн. руб.
6,780
6,460
6,460
6,460
6,560
6,560
6,600
6,600
6,650
1.2.2
Количество работающих в коллективных средствах размещения
тыс. человек
0,03
0,035
0,04
0,045
0,05
0,055
0,06
0,065
0,07
1.2.3
Количество работающих в туристских фирмах
человек









1.3. Продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках
1.3.1
Объем туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов
тыс. человек
0,35
0,4
0,43
0,45
0,5
0,52
0,55
0,57
0,6
1.3.2
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения
тыс. человек
0,2
0,21
0,23
0,25
0,3
0,33
0,37
0,42
0,45
2. Развитие приоритетных направлений туризма в Калужской области
2.1. Создание условий для развития аграрного (сельского) туризма
2.1.1
Количество объектов аграрного туризма (средств размещения субъектов аграрного туризма)
единиц
14
14
14
15
15
15
15
15
16
2.2. Создание условий для развития культурно-познавательного туризма
2.2.1
Количество участников событийных мероприятий в сфере культурно-познавательного туризма, проведенных на территории Калужской области
тыс. человек
1,0
1,2
1,4
1,6
1,8
2,0
2,2
2,4
2,6
2.2.2
Количество действующих маршрутов и программ по объектам туристского показа, включая объекты аграрного туризма
единиц
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.3. Создание условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха
2.3.1
Общее количество организованных туристских походов, всего
единиц
10
12
14
16
20
22
24
26
30
2.3.2
В том числе туристских походов I и II категорий сложности
единиц
1
2
2
2
2
2
2
3
3
2.3.3
Количество участников туристских походов I и II категорий сложности
тыс. человек
0,010
0,025
0,025
0,025
0,025
0,025
0,025
0,030
0,030
2.4. Создание условий для развития экологического (рекреационного) туризма
2.4.1
Туристский поток организованных групп по экскурсионным туристическим маршрутам и экотропам национального парка "Угра"
тыс. человек
0,90
0,94
0,89
0,92
0,92
0,92
0,93
0,95
0,95
2.5. Создание условий для развития школьного туризма
2.5.1
Количество учащихся дневных общеобразовательных учреждений, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях
тыс. человек
0,789
0,711
0,732
0,749
0,770
0,780
0,800
0,810
0,830
2.5.2
Удельный вес учащихся дневных общеобразовательных учреждений, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях
%
62,7
56,8
60,8
63,6
64,9
65,3
66,0
66,8
69,5
3. Повышение качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала Калужской области
3.1. Повышение квалификации и уровня подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала, управленческих кадров туристской индустрии, муниципальных служащих
3.1.1
Количество работающих в сфере аграрного туризма, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) на курсах повышения квалификации и семинарах по организации аграрного туризма
человек
7,0
10,0
11,0
11,0
12,0
12,0
13,0
13,0
14,0
3.2. Повышение качества туристских услуг
3.2.1
Объем платных услуг, оказанных населению
млн. руб.
0,3732
0,520
0,5292
0,5896
0,6244
0,6442
0,6842
0,7012
0,7420
3.2.2
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
млн. руб.
0,2712
0,420
0,4272
0,4296
0,4344
0,4395
0,4442
0,4490
0,490
3.3. Создание условий для удовлетворения потребностей жителей Калужской области в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений
3.3.1
Численность граждан, обслуженных в средствах размещения субъектов аграрного туризма
тыс. человек
0,2
0,23
0,25
0,25
0,3
0,33
0,35
0,35
0,40

При расчете индикаторов муниципальной программы и их значений использовалась методика расчета индикаторов государственной программы Калужской области "Развитие туризма в Калужской области".

2.3. Конечные результаты реализации муниципальной программы

Основные ожидаемые к 2020 году конечные результаты реализации муниципальной программы:
- увеличение объема туристского потока в Думиничском районе по сравнению;
- увеличение объема платных услуг, оказанных населению в сфере туриндустрии;
- увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения;
- увеличение количества объектов аграрного туризма;
- увеличение количества действующих маршрутов и программ по объектам туристского показа (включая объекты аграрного туризма);
- укрепление имиджа Думиничского района как района, благоприятного для развития туризма;
- решение социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения;
- увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке;
- улучшение социальной обстановки на селе.

2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Муниципальная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап.

3. Обобщенная характеристика основных мероприятий
муниципальной программы

Для обеспечения прозрачной и понятной связи влияния основных мероприятий на достижение целей муниципальной программы информация, представленная в данном разделе, дает характеристику основных мероприятий муниципальной программы с акцентом на контрольные события, которые в большей степени затрагивают достижение целей муниципальной программы.

3.1. Повышение конкурентоспособности туристского рынка,
удовлетворяющего потребности российских и иностранных
граждан в качественных туристских услугах

Задача повышения конкурентоспособности туристского рынка Думиничского района решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
- Обеспечение туристского комплекса объектами инженерной инфраструктуры;
- создание условий для привлечения инвестиций в развитие объектов туристской индустрии на территории Думиничского района;
- продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

3.1.1. Обеспечение туристско-рекреационного комплекса
объектами инженерной инфраструктуры

Целью осуществления мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры туристского комплекса является увеличение количества коллективных средств размещения туристов и объектов туристской инфраструктуры за счет обновления и модернизации существующих и строительства новых объектов.
Реализация мероприятий данного направления осуществляется путем стимулирования материально-технического обновления объектов туристской инфраструктуры.
Решение намеченных задач осуществляется путем проведения анализа потребностей объектов туристской индустрии в объектах инженерной инфраструктуры.
В целях осуществления государственной поддержки реализации данного мероприятия предполагается привлечение средств федерального, областного и местного бюджетов на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в районной собственности.
Кроме того, субъектам туристской индустрии предполагается предоставление субсидий на компенсацию части затрат на развитие инженерной инфраструктуры за счет средств областного бюджета.

3.1.2. Создание условий для привлечения инвестиций
в развитие объектов туристской индустрии на территории
Думиничского района

Целью осуществления мероприятий по созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристского комплекса является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств, включая инвестиционные банковские кредиты и собственные средства инвесторов в туристский комплекс Думиничского района.
Решение намеченных задач осуществляется путем:
- оказания информационно-консультационной и методической помощи по реализации новых инвестиционных проектов в сфере туризма (строительства новых объектов туристской индустрии, реализации мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению материально-технической базы).
За счет средств местного бюджета предусматривается осуществить мероприятия по организации и проведению ежегодных форумов в Думиничском районе (конференций, семинаров), мероприятия, затрагивающие вопросы рекламы туристского продукта и инновационных технологий ведения туризма, разработки информационно-рекламных материалов (буклетов, каталогов, изданий рекламно-информационной печатной и иной продукции, путеводителей, стендов, картографического и иного материала, представительской печатной продукции и т.п.) и приобретения тематической сувенирной продукции.

3.1.3. Продвижение туристского продукта на внутреннем
и внешнем рынках

Реализация мероприятий по продвижению туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках будет осуществляться со дня вступления в силу Программы.

3.2. Развитие приоритетных направлений туризма
в Думиничском районе

В настоящее время в Думиничском районе под влиянием природно-географических и культурно-исторических факторов сформированы и являются приоритетными следующие направления туризма: аграрный (сельский), культурно-познавательный (паломнический, исторический, событийный), спортивный туризм с активными формами отдыха, деловой (конгрессионный), экологический и школьный туризм.
По мере развития туристского комплекса района и в силу влияния внутренних и внешних факторов не исключена возможность трансформации и изменения (укрепления или выделения самостоятельных направлений) данных направлений туризма.

3.2.1. Развитие аграрного (сельского) туризма

Наиболее перспективным направлением для Думиничского района является аграрный (сельский) туризм.
Аграрный (сельский) туризм - туризм, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах с соблюдением следующего обязательного условия: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки.
Для целей настоящей Программы под субъектами аграрного туризма понимаются следующие субъекты, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг:
- крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Думиничского района в соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и осуществляющие деятельность на территории Думиничского района в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве";
- иные хозяйствующие субъекты (в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Думиничского района, предоставляющие комплекс туристско-экскурсионных услуг в сфере аграрного туризма.
Достижение поставленной цели осуществляется путем развития системы размещения туристов в традиционных деревенских домах и небольших гостиницах в сельской местности, специализированных поселениях, созданных сельской семьей на базе собственного дома или приусадебного участка. При этом развитие аграрного туризма в рамках строительства новой и расширения уже существующей инфраструктуры туризма позволит частично решать проблему отсутствия в достаточной мере коллективных средств размещения.
За счет средств районного бюджета будет осуществляться:
- субсидирование субъектам аграрного туризма в развитии социальной сферы (водоснабжение, газоснабжение и строительство подъездных путей).

3.2.2. Развитие культурно-познавательного туризма

Основой культурно-познавательного туризма является историко-культурный потенциал Думиничского района. Культурно-познавательный туризм на территории Думиничского района, как и Калужской области, в целом условно можно разделить на три составляющие:

1. Паломнический туризм

Паломнический туризм является составной частью современной индустрии туризма, у которой есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.
В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Эти туры в отличие от паломнических более короткие и не приурочены к религиозным праздникам. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Представлен действующими храмами: в п. Думиничи, в с. Усты, с. Хотькове Думиничского района.

2. Исторический туризм

В Думиничском районе, как и в других районах Калужской области, имеются усадебные комплексы, которые при рациональном их использовании смогли бы стать хорошей основой для создания крупных объектов туристского показа (Дом-усадьба Зайцева Б.К. в с. Усты).

3. Событийный туризм

Событийный туризм в большинстве своем - это индивидуальный вид отдыха, который наполнен постоянной атмосферой праздника.
На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается в Думиничском районе и представлен следующими направлениями:
- праздники городских и сельских масштабов;
- тематические праздники и фестивали;
- народные и фольклорные гулянья;
- юбилеи исторических событий;
- проведение ярмарок.

3.2.3. Развитие спортивного туризма с активными формами
отдыха

Спортивный туризм с активными формами отдыха является одним из наиболее доступных и здоровых круглогодичных видов досуга. Данный вид отдыха сочетает в себе общение, физические нагрузки, а также существенные рекреационные, экологические и культурно-познавательные составляющие.
Высокая доля контингента, занимающегося спортивным туризмом, приходится на молодежь - подрастающее поколение. Основную массу туристов составляют школьники (в возрасте 12 - 17 лет), студенты и молодежь в возрасте 18 - 25 лет. На территории Думиничского района имеются крупные лесные массивы с широкой сетью малых и средних рек, традиционно наиболее развиты водные и пешеходные маршруты. Большой потенциал остается в развитии велосипедных и конных маршрутов.
Для решения задач, способствующих созданию условий для развития спортивного туризма с активными формами отдыха, предполагается реализация следующих программных мероприятий:
- организация мероприятий социального туризма (походов выходного дня, пешеходных экскурсий);
- организация и проведение массовых мероприятий активного туризма на территории области (туриады, туристские походы I и II категорий сложности).
Реализация основных программных мероприятий в разделе спортивного туризма будет способствовать увеличению внутреннего и въездного туристского потока в Думиничском районе, поможет поддержанию здорового образа жизни населения, созданию условий для более качественного образования и воспитания молодежи средствами туризма.

3.2.4. Развитие делового (конгрессионного) туризма

Деловой туризм является составной частью индустрии туризма и характеризуется следующей направленностью:
- командировки руководителей и сотрудников компании, посещение и участие в специализированных индустриальных мероприятиях, профессиональных тематических ярмарках и выставках;
- поощрительные корпоративные поездки, организованные для сотрудников и клиентов с целью досуга, рекреации и отдыха.

3.2.5. Развитие экологического туризма

Классические экотуры нацелены, прежде всего, на экологическое просвещение путешественников и предполагают знакомство с историческим прошлым района, с его традиционным образом жизни, ремеслами, фольклором, способствуют развитию местной экономики.

3.2.6. Развитие школьного туризма

Школьный туризм является действенным средством воспитания и служит целям всестороннего развития школьников - подготовке к жизни, труду, защите своего Отечества; интегрирует в себе все основные педагогические процессы и позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия - обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональную ориентацию, социальную адаптацию учащихся.
Туристская деятельность все чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.
Поддержка развития школьного туризма ориентирована на создание наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечение детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия как Калужского края, так и Думиничского района, его культуры, истории и природы.
За счет средств районного бюджета в рамках Программы предусматриваются организация туристско-краеведческих массовых мероприятий, обновление, укрепление и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений для занятий туризмом и краеведением.

3.3. Повышение качества туристских услуг и сохранение
культурно-исторического потенциала района

Задача повышения качества туристских услуг и сохранение культурно-исторического потенциала области решается посредством проведения мероприятий в рамках трех основных направлений:
- повышение квалификации и уровня подготовки кадров субъектов туристской индустрии;
- повышение качества туристских услуг;
- создание условий для удовлетворения потребностей жителей Калужской области в полноценном отдыхе, способствующем приобщению к культурным, историческим, природным ценностям и укладу жизни сельских поселений.
Территориальное расположение Думиничского района, наличие здесь богатых природных ресурсов определило развитие с древнейших времен различных традиций и ремесел. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю.
Отмечая необходимость возрождения и развития культурно-бытовых традиций деревенского уклада жизни в сельских поселениях и сохранения природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района, необходимо учитывать, что многие промыслы и ремесла в современном мире утратили свою хозяйственную актуальность и тем самым приобрели неподдельный интерес для туристской сферы. Возрождение забытых культурно-бытовых традиций деревенского уклада сможет послужить мощным экономическим стимулом для сельских жителей.

3.3.1. Создание условий для удовлетворения потребностей
жителей Думиничского района в полноценном отдыхе,
способствующем приобщению к культурным, историческим,
природным ценностям и укладу жизни сельских поселений

К основным факторам, определяющим будущее туризма в Думиничском районе, относится создание условий для удовлетворения потребностей жителей района в полноценном отдыхе. В настоящий момент основными потребителями туристских услуг в районе являются жители города Москвы и Московской области. Это вызвано, прежде всего, перенаселенностью мегаполиса, которая формирует туристские предпочтения в виде кратковременного отдыха, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями.
Вместе с тем благодаря мощному информативному потоку о культуре, природе и быте заграничных стран, который получил большое развитие в постперестроечный период и продолжается в настоящее время, забываются многие культурные особенности муниципальных образований, утрачивается традиционный уклад жизни сельских поселений района.
Бережное сохранение и рациональное использование богатейшего культурного и природного наследия области в туристской сфере позволит не только создать благоприятные условия для развития въездного туризма, но и для внутреннего туризма, отвечающего патриотическим нормам воспитания.
Для решения поставленной задачи предусматривается реализация следующих мероприятий:
- оказание информационно-консультационной поддержки субъектам туристской индустрии по организации частных коллекций (на приобретение предметов старины и сувенирной продукции, не отнесенной к предметам культурно-исторического наследия);
- организация выступлений творческих коллективов Думиничского района, созданных при районном отделе культуры, на ярмарках и иных мероприятиях событийного культурно-познавательного туризма.

4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

В данном разделе приводится информация об объемах финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования, и их обоснование в рамках основных мероприятий муниципальной программы.

4.1. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджета МР "Думиничский район".
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств районного бюджета подлежит ежегодному уточнению в рамках формирования проекта районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Наименование показателя
Всего (тыс. руб.)
В том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
ВСЕГО
965
80
100
80
127
185
193
200
В том числе по источникам финансирования:
Дополнительное соглашение
средства областного бюджета








средства районного бюджета
965
80
100
80
127
185
193
200
внебюджетные средства









4.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации муниципальной программы

(тыс. руб. в ценах каждого года)
N
Наименование показателя
Значение по годам реализации
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
Проведение ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям местного значения, и мероприятий событийного туризма (фестивалей, праздников, реконструкции значимых событий)
1.1
Процессные








Общее количество организованных туристских походов (ед.)
14
16
20
22
24
26
30
1.1.1
Действующие расходные обязательства








Объем финансовых ресурсов, итого
30
40
40
64
66
68
70

В том числе:








- средства местного бюджета
30
40
40
64
66
68
70
2
Создание условий для развития школьного туризма
2.1
Процессные








Количество учащихся дневных общеобразовательных учреждений, участвующих в туристско-краеведческих мероприятиях (тыс. чел.)
0,732
0,749
0,770
0,780
0,800
0,810
0,830
2.1.1
Действующие расходные обязательства








Объем финансовых ресурсов, итого
30
40
40
63
64
65
65

В том числе:








- средства местного бюджета
30
40
40
63
64
65
65
3
Финансирование издания методической, справочной литературы по вопросам развития туризма, организации гостиничного и ресторанного обслуживания, выступлений творческих коллективов Думиничского района на ярмарках и иных мероприятиях событийного культурно-познавательного туризма
3.1
Процессные








Количество участников событийных мероприятий в сфере культурно-познавательного туризма (тыс. чел.)
1,4
1,6
1,8
2,0
2,2
2,4
2,6
3.1.1
Действующие расходные обязательства








Объем финансовых ресурсов, итого
20
20


55
60
65

В том числе:








- средства местного бюджета
20
20


55
60
65

5. Механизм реализации муниципальной программы

Механизм реализации Программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей. Выполнение мероприятий предусматривается осуществлять на основе открытости, добровольности, взаимовыгодном сотрудничестве, обеспечивает широкие возможности для участия всех заинтересованных лиц:
- отдел образования администрации МР "Думиничский район";
- отдел сельского хозяйства и продовольствия администрации МР "Думиничский район";
- отдел культуры и туризма администрации МР "Думиничский район";
- отдел физической культуры, спорта и молодежной политики администрации МР "Думиничский район";
- администрации сельских поселений МР "Думиничский район".
Заказчик Программы обеспечивает взаимодействие с отраслевыми министерствами Калужской области по осуществлению мероприятий по муниципальной поддержке субъектов индустрии туризма.
Заказчик Программы ежегодно с учетом анализа хода реализации Программы уточняет объемы необходимых средств для финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году и составляет по мере формирования районного бюджета.
Ответственным за реализацию муниципальной программы является отдел культуры и туризма администрации МР "Думиничский район".
Взаимодействие министерства культуры и туризма Калужской области с администрацией МР "Думиничский район" будет осуществляться на основе заключенных соглашений, при этом последние заключают соглашения об участии в реализации проектов создания туристских комплексов на основе государственно-частного партнерства с потенциальными инвесторами.
Подготовка проектной документации по инвестиционным проектам строительства обеспечивающей инфраструктуры будет осуществляться за счет средств частных инвесторов или средств областного бюджета в зависимости от конкретного проекта.

6. Перечень мероприятий муниципальной программы "Развитие
туризма в муниципальном районе "Думиничский район"

№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Участник Программы
Источники финансирования
Сумма расходов, всего (тыс. руб.)
В том числе по годам реализации Программы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
Субсидирование части затрат на развитие социальной сферы (водоснабжение, газоснабжение, строительство автодорог), связанных с развитием аграрного туризма
В течение сроков реализации Программы
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
Дополнительное соглашение
2
Проведение ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям местного значения, и мероприятий событийного туризма (фестивалей, праздников, реконструкции значимых событий)
В течение сроков реализации Программы
Отдел культуры и туризма
Районный бюджет
378
30
40
40
64
66
68
70
3
Субсидирование, приобретение оборудования и компьютерной техники для проведения выставок по туризму, призов для победителей соревнований по туризму
В течение сроков реализации Программы
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
Дополнительное соглашение
4
Создание условий для развития школьного туризма
В течение сроков реализации Программы
Отдел образования
Районный бюджет
367
30
40
40
63
64
65
65
5
Субсидирование части затрат по подготовке кадров туристской индустрии
В течение сроков реализации Программы
Министерство культуры и туризма Калужской области
Областной бюджет
Дополнительное соглашение
6
Финансирование издания методической, справочной литературы по вопросам развития туризма, организации гостиничного и ресторанного обслуживания, выступлений творческих коллективов Думиничского района на ярмарках и иных мероприятиях событийного культурно-познавательного туризма
В течение сроков реализации Программы
Отдел культуры и туризма
Районный бюджет
220
20
20
-
-
55
60
65

ВСЕГО



965
80
100
80
127
185
193
200


------------------------------------------------------------------