Решение Калужского областного суда от 29.09.2014 <О признании недействующими пункта 2 статьи 10 Закона Калужской области от 29.06.2012 N 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" и положений постановления министерства тарифного регулирования Калужской области от 03.06.2014 N 63-эк "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика">



КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2014 года

город Калуга

Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
при секретаре Скворцовой Е.А.,
с участием прокурора Антиповой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ерина Руслана Эдуардовича об оспаривании отдельных положений Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" и постановления министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 года № 63-эк "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика",

установил:

постановлением Законодательного Собрания Калужской области № 589 от 21 июня 2012 года был принят и 26 июня 2012 года Губернатором области подписан Закон Калужской области № 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (т. 2 л. д. 48 - 52).
Данный нормативный акт был опубликован в газете "Весть" от 29 июня 2012 года № 240 - 242 (т. 2 л. д. 61), а в последующем в его текст вносились изменения Законами Калужской области от 14 ноября 2012 года № 350-ОЗ, от 28 марта 2013 года № 406-ОЗ, от 26 мая 2014 года № 582-ОЗ (т. 2 л. д. 54, 56, 58, 59).
Министерством тарифного регулирования Калужской области 03 июня 2014 года было принято постановление № 63-эк "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", которое было опубликовано в газете "Весть" (документы) от 20 июня 2014 года № 21 (т. 1 л. д. 87, 88, 99).
Обратившись 25 августа 2014 года в суд с заявлением (т. 1 л. д. 7 - 10) и уточнив при рассмотрении дела требования, Ерин Р.Э. просил признать не соответствующими нормативным актам, имеющим большую юридическую силу (незаконными), пункт 2 статьи 10 Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (действующий в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 года № 350-ОЗ) в части, содержащей указание на то, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку взимается за каждый полный километр сверх расстояния от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки, выраженной по тексту в словах "... от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства", а также и положения постановления министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 года № 63-эк (с приложением № 1) "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", аналогично выраженные по тексту в словах "... от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства" и, кроме того, положения этого постановления, устанавливающие размер платы - 1197 руб. (без учета НДС).
В обоснование заявления указано на то, что Ерин Р.Э. является собственником автомобиля марки "<...>" с государственным регистрационным знаком <...>. Это транспортное средство 25 июня 2014 года было задержано на территории Дзержинского района Калужской области и на основании части 1 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации помещено на специализированную стоянку ООО "Точка" в Боровском районе Калужской области. Также указано, что за перемещение данного транспортного средства на специализированную стоянку, осуществленное обществом с ограниченной ответственностью "Сканманика", с Ерина Р.Э. была взята плата из расчета 1197 руб. за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства и от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки по тарифу, определенному постановлением министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 года № 63-эк, составившая в итоге более двухсот шестидесяти тысяч рублей. Заявитель полагает, что нормативные положения регионального законодательства, предусматривающие обязанность оплаты по устанавливаемым тарифам при перемещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства противоречат положениям статьи 27.13 КоАП Российской Федерации, возлагающим расходы на лицо, виновное в совершении правонарушения, в случае применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства, только за перемещение задержанного транспортного средства на расстояние от места его задержания до места расположения специализированной стоянки. По его мнению, в соответствии с действующим административным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать оплату расходов только за перемещение транспортного средства в порядке статьи 27.13 КоАП Российской Федерации от места его задержания до места расположения специализированной стоянки. Однако, как указывает заявитель в нарушение закона, плата министерством тарифного регулирования Калужской области в постановлении от 03 июня 2014 года № 63-эк за перемещение задержанного транспортного средства рассчитана и установлена не только с учетом расходов ООО "Сканманика" на оказание услуги по перемещению задержанных транспортных средств от места их задержания до места расположения специализированной стоянки, но и с учетом расходов этого предприятия, обеспечивающих пробег его автотранспорта (эвакуаторов) на расстояние от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортных средств. Кроме того, заявитель считает незаконным учет плановой прибыли ООО "Сканманика" для целей расчета тарифа по постановлению министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 года № 63-эк. По мнению заявителя, тариф на услуги ООО "Сканманика" по перемещению задержанных транспортных является завышенным; расчет тарифа на основании ведомственного экспертного не является обоснованным и произведен с нарушениями законодательства. Заявитель указывает, что действующие нормы регионального законодательства неправомерно возлагают на него, как на владельца транспортного средства, обязанность по оплате излишних расходов за перемещение задержанного в порядке административной процедуры транспортного средства, нарушают его экономические интересы.
При рассмотрении дела в суде представлявшие интересы Ерина Р.Э. на основании доверенности, выданной ООО "Эксперт Плюс", Лобанов И.Е. и Никонова О.В. просили заявление удовлетворить.
В судебном заседании представители Законодательного Собрания Калужской области Пристяжнов П.В., министерства тарифного регулирования Калужской области Михалев Ю.И. и Пономарев Р.В., ООО "Сканманика" Капустин А.А., Правительства Калужской области Жукова Н.А. и Котова О.А. (также представлявшая и Губернатора Калужской области), просили заявление Ерина Р.Э. оставить без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие Ерина Р.Э., извещенного судом о месте и времени судебного заседания.
Исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, заключение прокурора Антиповой Е.Ю., полагавшей требования Ерина Р.Э. подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5).
Правоотношения, по поводу которых в данном случае возник спор между сторонами, на федеральном уровне урегулированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 27.1 КоАП Российской Федерации в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (пункт 7).
В соответствии с положениями статьи 27.13 КоАП Российской Федерации задержание транспортного средства применяется при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей данного Кодекса, и представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (часть 1).
Частью 10 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных частью 10 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации, был принят Закон Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ.
Статья 10 этого Закона Калужской области содержит положения об оплате расходов по перемещению и хранению задержанного транспортного средства на специализированной стоянке.
Так, в силу пункта 1 упомянутой статьи 10 Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ оплате подлежат расходы по перемещению (включая погрузку и разгрузку) задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и расходы по хранению задержанного транспортного средства с момента помещения на специализированную стоянку до момента обращения о выдаче задержанного транспортного средства на основании решения должностного лица о прекращении задержания транспортного средства, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В первоначальной редакции указанного нормативного акта его пункт 2 статьи 10 имел следующее содержание: плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку взимается за каждый полный километр расстояния от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки (т. 2 л. д. 61).
В последующем упомянутый пункт был изложен в новой редакции в связи с изменениями, внесенными Законом Калужской области от 14 ноября 2012 года № 350-ОЗ, официально опубликованными в газете "Весть" (документы) от 16 ноября 2012 года № 20 (т. 2 л. д. 56, 62).
На момент рассмотрения настоящего дела пункт 2 статьи 10 Закона Калужской области 26 июня 2012 года № 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (изложенный в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 года № 350-ОЗ) предусматривает, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку взимается за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства и от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки.
Пунктом 4 статьи 10 названного нормативного правового акта предусмотрено, что плата за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере тарифов.
Таким органом исполнительной власти Калужской области на момент принятия оспариваемого постановления от 03 июня 2014 года № 63-эк определено министерство тарифного регулирования Калужской области.
По положению о министерстве тарифного регулирования Калужской области, утвержденному постановлением Правительства Калужской области от 01 марта 2013 года № 111, в редакции, действующей на момент принятия вышеуказанного оспариваемого нормативного акта, к полномочиям данного министерства отнесено установление платы за перемещение и хранение транспортных средств на специализированных стоянках (т. 1 л. д. 58 - 67).
Министерством тарифного регулирования Калужской области 03 июня 2014 года было принято постановление № 63-эк "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", предусматривающее со ссылкой на Закон Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ и положение о министерстве тарифного регулирования Калужской области, утвержденное постановлением Правительства Калужской области от 01 марта 2013 года № 111:
1. Установление размера платы за перемещение задержанных транспортных средств (специальных и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, других самоходных машин и прицепов к ним с разрешенной массой свыше 3,5 тонны, в том числе транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов) на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика" согласно приложению № 1 к данному постановлению;
2. Вступление этого акта в силу со дня его официального опубликования.
Приложение № 1 к постановлению министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 г. № 63-эк (размер платы за перемещение задержанных транспортных средств (специальных и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, других самоходных машин и прицепов к ним с разрешенной массой свыше 3,5 тонны, в том числе транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов) на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика") содержит таблицу из трех граф: 1 - "№ п/п", 2 - "Наименование услуг", 3 - "Плата (рублей, без учета НДС)". В графе 2 указано - перемещение задержанного транспортного средства, за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства и от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки, а в графе 3 - 1197-00 (т. 1 л. д. 87, 88).
Представленные материалы свидетельствуют о том, что Закон Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ был принят по предмету ведения Законодательного Собрания Калужской области, а постановление от 03 июня 2014 года № 63-эк - по предмету ведения министерства тарифного регулирования Калужской области.
Постановление министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 года № 63-эк по своему характеру является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с оплатой за перемещение задержанных транспортных средств (специальных и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, других самоходных машин и прицепов к ним с разрешенной массой свыше 3,5 тонны, в том числе транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов) на специализированную стоянку по установленному тарифу.
Приводимые при рассмотрении дела со стороны заинтересованных лиц доводы об обратном нельзя признать состоятельными, поскольку они не учитывают разъяснений о существенных признаках, характеризующих нормативный правовой акт, данных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
На основании анализа содержания пункта 2 статьи 10 Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ суд приходит к выводу о том, что в нем с достаточной определенностью сформулированы положения, позволяющие возлагать на лицо, совершившее административное правонарушение, оплату за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку не только за каждый полный километр расстояния от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки, но и за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства.
Данный вывод суда подтверждают и представленные доказательства: письменные объяснения от Законодательного Собрания Калужской области по делу, содержащие, по сути, аналогичное толкование оспариваемых вышеуказанных нормативных положений (т. 1 л. д. 39); пояснительная записка к проекту закона Калужской области "О внесении изменения в Закон Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств", обосновывающая дополнение пункта 2 статьи 10 этого нормативного акта положениями о компенсации расходов на перемещение транспортных средств с учетом пробега транспорта от специализированной стоянки до места задержания транспортного средства необходимостью возмещения в полном объеме затрат соответствующим организациям, осуществляющим перемещение транспортных средств (т. 2 л. д. 57).
Представленные по делу сведения о начислении оплаты за эвакуацию принадлежащего Ерину Д.Э. транспортного средства до штрафстоянки, содержащиеся в счете-фактуре № 8 от 25 июня 2014 года, исходящей от ООО "Сканманика", свидетельствуют об аналогичном толковании указанных нормативных положений пункта 2 статьи 10 Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ при их применении на практике (т. 2 л. д. 12).
При рассмотрении дела со стороны заинтересованных лиц приводились доводы о том, что сам установленный порядок перемещения задержанного транспортного средства применительно к положениям статьи 4 Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ предполагает учет расходов организации-исполнителя для прибытия ее сотрудника на автомобиле-эвакуаторе к месту задержания транспортного средства, подлежащих оплате правонарушителем; освобождение лица, виновного в совершении административного правонарушения, от оплаты этих расходов повлечет их необоснованное отнесение на счет организации-исполнителя услуги по перемещению транспортного средства.
Суд находит эти доводы несостоятельными.
В силу части 11 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Приведенное в пункте 2 статьи 10 Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ правовое регулирование, позволяющее возлагать на лицо, совершившее административное правонарушение, оплату за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, противоречит предписаниям статьи 27.13 КоАП Российской Федерации, из анализа содержания которой следует, что совершившее административное правонарушение лицо обязано возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства, то есть затраты, понесенные с момента исключения транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов (административное задержание транспортного средства) до помещения его на специализированную стоянку путем перемещения при помощи другого транспортного средства.
Доводы о том, что на лицо, совершившее административное правонарушение, возложена обязанность по возмещению всех, связанных с административным задержанием транспортного средства расходов, в том числе и связанных с пробегом эвакуатора до места административного задержания транспортного средства, являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
С учетом вышеизложенного, на основании статьи 253 ГПК Российской Федерации подлежат признанию недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу (ранее применявшиеся и определявшие права частных лиц) положения пункта 2 статьи 10 Закона Калужской области № 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 года № 350-ОЗ) в части, устанавливающей обязанность производить оплату расходов за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства.
Также подлежат признанию недействующими и положения постановления министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 года № 63-эк "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", предусматривающие установление размера платы за перемещение задержанного транспортного средства, за каждый полный километр расстояния, включающего и расстояние от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, в сумме 1197 рублей (без учета НДС).
Данный тариф рассчитанный, в том числе, с учетом затрат организации-исполнителя, связанных с пробегом эвакуатора до места административного задержания транспортного средства, а также и при учете 10-процентной плановой прибыли организации-исполнителя, по своей сути отражает не денежное выражение расходов в рублях за километр, из расчета которого лицо, виновное в совершении административного правонарушения, обязано возместить расходы на перемещение задержанного транспортного средства (часть 11 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации), а является показателем в целом расходов на перемещение задержанных транспортных средств и прибыли, связанной с осуществлением деятельности по эвакуации задержанных транспортных средств.
Как видно из представленных в суд министерством тарифного регулирования Калужской области материалов и письменных объяснений по делу (т. 1 л. д. 83 - 86, 102 - 110, 230 - 238), фактически, при определении названного тарифа с учетом вышеуказанных в целом расходов на перемещение задержанных транспортных средств и 10-процентной прибыли организации-исполнителя был применен принцип расчета, предусмотренный в недействующих Методических указаниях по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 07 апреля 2006 года № 37-а.
Довод о том, что тариф, по которому взимается плата за перемещение транспортных средств, должен обеспечивать доходность деятельности организации-исполнителя не может быть признан состоятельным, поскольку приведен без учета того, что действующим законодательством на лицо, совершившее административное правонарушение, возлагается обязанность возместить ущерб, причиненный административным правонарушением, а не обеспечить рентабельность деятельности лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства.
Приводившиеся при рассмотрении дела доводы о ненарушении оспариваемыми нормативными актами прав заявителя не могут быть признаны состоятельными, поскольку не учитывают установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о выставлении требования оплатить расходы за перемещение задержанного транспортного средства - автомобиля "<...>" с государственным регистрационным знаком <...>, принадлежащего Ерину Р.Э.
При рассмотрении дела со стороны заинтересованных лиц не было приведено каких-либо заслуживающих внимания и основанных на доказательствах доводов, которые бы могли свидетельствовать о наличии оснований для отказа в требованиях заявителя.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу положения пункта 2 статьи 10 Закона Калужской области от 26 июня 2012 года № 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 года № 350-ОЗ) в части, устанавливающей обязанность производить оплату расходов за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, а также признать недействующими и положения постановления министерства тарифного регулирования Калужской области от 03 июня 2014 года № 63-эк "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", предусматривающие установление размера платы за перемещение задержанного транспортного средства, за каждый полный километр расстояния, включающего и расстояние от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, в сумме 1197 рублей (без учета НДС).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий


------------------------------------------------------------------